ИСТОРИЯ































 









"НАЧАЛО"
 30 - е годы



Решением Исполнительного комитета Совета Рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской автономной области от 25 августа 1932 года был создан Мордовский национальный театр с прикреплением к нему русской труппы под одним административно-художественным руководством.
     



Зрительный зал.
1 - театральный сезон.
1935 год.


  

Первый театральный сезон молодого театра открылся спектаклями "Бедность не порок" Александра Николаевича Островского и "Чудак" Александра Николаевича Афиногенова режиссеров Малого театра Нины Осиповны Григоровской и Бориса Петровича Бриллиантова. 
       

Творческий коллектив московского театра взял шефство над мордовским театром. Пресса писала: "Бедность не порок"- новая серьезная победа, первый аттестат об окончании творческим коллективом театра начальной школы искусства". 


    
Из воспоминаний 
Нины Григоровской: «Начали с кружка самодеятельности. Играли на колхозной сцене, мечтали о создании своего театра. Испытали все трудности первых сценических шагов. Добивались серьёзной учёбы. Получили поддержку правительственных и партийных организаций» - так зарождался коллектив театра Мордовской республики. 

    
  
                  1935 год                                      1935 год                    артисты за разучиванием 
                                                                                                                     ролей 1936 год

Затем последовали "Гроза", "Лес","Без вины виноватые" Александра Николаевича Островского, "Чапаев" Дмитрия Андреевича Фурманова, "Платон Кречет" Александра Евдокимовича Корнейчука и другие спектакли. 

    
  
коллектив театра 30 - х годов

    
Из воспоминаний Кузьмы Тягушева: 
«… Возвратившись в Мордовию, поступил в мордовскую музыкальную драматическую студию в Саранске.(…) Начиная с пьесы «Бедность не порок», на каждую новую постановку стали приезжать режиссёры Малого театра. Они со всей любовью учили и учат нас актёрскому мастерству, передают свой опыт, воспитывая в духе лучших традиций передового театра нашей эпохи.» 

Имена актеров, работавших в те годы в драматическом театре, навсегда останутся в его истории. Это Кузьма Тягушев, Владимир Зорин, Екатерина Миронова, Нестор Костюшов, Степан Колганов, Анна Аржадеева, Наталья Белова, Александра Сернова, Александр Шорин и многие другие. 

      
   
  
           Александр                  Владимир                     Екатерина                       Нестор
              Шорин                         Зорин                         Миронова                     Костюшов

      
  
  
                Степан                           Анна                          Наталья                  Александра
              Колганов                    Аржадеева                     Белова                       Сернова

  
  
  
                   1934 год                        Репетиция. 1935 год         В Краснослободске. 1938 год

Уже через четыре года (в 1936 году) театр драмы имел в своем репертуаре 10 постановочных и оформленных пьес с полным комплектом костюмов, декораций, париков, бутафории. 

Так начиналась история Государственного русского драматического театра Республики Мордовия.

фильм первый "НАЧАЛО. 30 - е годы" история ГРДТ РМ


 




ТЕАТР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ 


ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


 И 

 ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ





Еще в первые месяцы войны, несмотря на уход в Советскую Армию ряда актеров, творческий коллектив театра драмы поставил такие значительные пьесы, как "Беспокойная старость" Леонида Рахманова, "Как закалялась сталь" - инсценировка по одноименному роману Николая Алексеевича Островского, "Парень из нашего города" Константина Михайловича Симонова. Творческий коллектив театра увлеченно работал над спектаклями вместе с режиссером
                  

 
Александром 
Арсеньевичем 
Шориным. 


Таким образом, в самом начале военной поры театр сумел создать репертуар из произведений, воскресающих события Гражданской войны. Никогда, пожалуй, театр не работал с такой интенсивностью, как в годы войны. Современная советская драматургия стала для советского театра военной шинелью, которую с первых же дней войны надела вся наша страна. 
     
  

Внимание театра теперь, в основном, было направлено на обслуживание воинов Красной Армии и шефские выступления перед защитниками Родины. Активное участие в этой работе приняли ведущие актеры Владимир Зорин и Степан Колганов, проявившие инициативу планомерной организации всей военной шефской работы. 

Этапной работой этого периода явился спектакль "Большевик" Даниила Дэля(псевдоним Леонида Соломоновича Любашевского). В нем, впервые театром, были показаны образы Владимира Ильича Ленина, Якова Михайловича Свердлова, Максима Горького. Это было серьезным испытанием зрелости, мастерства, творческой глубины актеров. 

     






ОТКРЫТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА 1943 года








"Русские люди" Константина Симонова, "Нашествие" Леонида Леонова, "В степях Украины" Александра Корнейчука, "Олеко Дундич" Александра Ржешевского и Михаила Каца, "Давным-давно" Александра Гладкова - эти спектакли определяли репертуар театра в послевоенный период. 

Наряду с современной драматургией театр продолжает работать и над русской классикой. По-прежнему предпочтение отдавалось драматургии Александра Николаевича Островского ("Бесприданница", "Правда хорошо, а счастье лучше", "Поздняя любовь") 

Новым для творческого коллектива было обращение к Антону Павловичу Чехову ("Дядя Ваня", "Вишневый сад"). 
    
  
Театр продолжал работу и над пьесами «На дне» и «Мещане» Максима Горького. 

Из поставленных театром произведений о современности выделялся спектакль "За тех, кто в море" Бориса Лавренева. 

В 1947 году театром была написана инсценировка романа Александра Фадеева "Молодая гвардия" (постановка Александра Шорина). 

В спектаклях того времени были заняты лучшие силы театра – Михаил Богданов, Александр Дивеев, Фёдор Блохин, Екатерина Миронова, Анна Аржадеева, Степан Колганов, Пая Богатырева, Владимир Зорин.

        
   
   
               Михаил                  Александр                    Фёдор                         Пая
             Богданов                    Дивеев                        Блохин               Богатырёва

фильм второй "ТЕАТР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ" история ГРДТ РМ



50 - е ГОДЫ


50-е годы - этот период связан с лучшими страницами истории театрального искусства, с его смелыми творческими поисками. 

Опыт работы над Островским и Горьким подготовил коллектив к освоению драматургии Льва Толстого и Ивана Тургенева.
 

В 1951 году была поставлена "Анна Каренина", а в1953 году - "Живой труп" и "Дворянское гнездо"

Включение в репертуар "Анны Карениной" немыслимо без исполнительницы главной роли. Но в театре была актриса, творческая индивидуальность которой позволяла надеяться на успешный исход её работы над трагическим образом Анны Карениной. Эту актрису звали Анна Андреева-Бабахан.
Огромный успех, который выпал на долю этого спектакля (режиссер Л.В.Развозжаев), был, бесспорно, вызван талантом 
Анны Михайловны Андреевой-Бабахан. 
                  
        
  

Её талант трагической актрисы, женственность, романтичность, темперамент, манеры, красивый выразительный голос – всё было исключительно привлекательно. Она, актриса высокой театральной культуры, была встречена жителями Саранска как богиня. Созданные на сцене Мордовии образы, а их было за четыре года четырнадцать, поэтичны, душевны, жизненно убедительны, грациозны, а потому незабываемы. Она служила высокому искусству всем сердцем и талантом, подаренным от природы. И стала ЛЕГЕНДОЙ.

Партнёром Анны Михайловны в спектакле «Анна Каренина» был Александр Новопавловский (Вронский). Это был артист разностороннего дарования и высокой культуры. Его амплуа – главные роли в спектаклях поставлены по произведениям классиков.
         

Большой успех выпал на долю постановки драмы "Учительница" Петра Кириллова. В этом спектакле вновь блеснула дарованием заслуженная артистка республики Анна Аржадеева, исполнившая роль Луши. Образ Луши во многом обогащен и дополнен образом Фильки в исполнении артистки Леонилы Куделькиной. Эти два образа слились в единое поэтическое и волнующее целое, в единый образ будущего. 
            
                       Анна Аржадеева                                Леонила Куделькина

О Леониле Григорьевне Куделькиной газеты писали: «… Это потрясающе глубокая, психологически тонкая актриса. В её исполнении все роли такие значительные, интересные, со своими судьбами, с несхожими характерами, глубину которых ей по силам было и постичь, и понять, и сыграть на сцене по своему.»
             

К числу интересных актерских работ того времени относили игру артистов Анны Аржадеевой, Виктора Живаева и заслуженного артиста республики Нестора Костюшова.
      
  
 
   

          
  
 
  

        
       
   

фильм третий "ПЯТИДЕСЯТЫЕ" история ГРДТ РМ




ТЕАТР В 60 - 70 - е ГОДЫ



В 1960 году в театр пришли 13 выпускников Ленинградского государственного театрального института имени Александра Николаевича Островского. Это Владимир Долгов, Вячеслав Акашкин, Евдокия Федяева, Геннадий Мелехин, Геннадий Некрасов, Елена Грачева, Николай Пискаев, Александр Кручинкин, Николай Сарайкин, Алексей Михатов, Любовь Учаева и др. 

Молодые, талантливые, готовые свернуть горы артисты сразу влились в репертуар театра. Большую поддержку оказал им в то время директор театра Роман Савельевич Малкин, главные режиссеры театра Александр Захарович Влодов, а затем Вениамин Семенович Вениаминов. 

Геннадий Ильич Некрасов заслуженный артист Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики. Природа щедро одарила его редкой сценической внешностью, красивым голосом. Очень спортивный. Выразительнейшие руки. Главное – талант, какой далеко не часто рождается. На сцене ему давалось почти всё легко и просто. Зритель принимал его с восторгом. 

Заслуженная артистка Республики Мордовия Евдокия Александровна Федяева. Амплуа этой замечательной актрисы – крепкие, волевые, основательные женщины, на которых держится мир. Их судьбы драматичны, жизненные проблемы непременно глобальны. Актрисе подвластны и классика, и современность, и драма, и трагедия с комедийными всплесками. Свою артистическую карьеру Евдокия Федяева оставила в 1995 году, став помощником главного режиссёра по труппе. Эту должность она занимает и по сей день. 

«Власть тьмы» Льва Толстого, «Океан» Александра Штейна, «Иркутская история» Алексея Арбузова, «Рассудите нас, люди» Леонида Андреева – вот только неполный перечень спектаклей, которые украшали в 60 – ых годах афишу театра. 

1970 год – главным режиссером русской драмы становится Владимир Васильевич Долгов. Среди лучших спектаклей Долгова – режиссёра особое признание получили «Поздняя любовь» Александра Островского, «Последние» Максима Горького, «Забыть Герострата» Григория Горина, «Сказание об Анне» Зота Тоболкина, «Энергичные люди» Василия Шукшина, «Иванов» Антона Чехова, «Гнездо глухаря» Виктора Розова и многие другие. 

Зинаида Павлова, Виктор Ширманов, Любовь Денисова, Вячеслав Акашкин, Мария Кевбрина, Геннадий Мелёхин, Зинаида Кириллова, Владимир Третьяк, Валентина Аксёнова, Евдокия Федяева – на эти имена шёл зритель. 

«Вся моя жизнь заполнена театром, борьбой за право быть актером. Эта борьба началась с института, который я окончил в Ленинграде и приехал работать в Саранск. Борьба эта продолжается до сегодняшнего дня …» писал в своём дневнике Геннадий Михайлович Мелёхин Народный артист Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 

Особым актёрским обаянием отличается Вячеслав Акашкин. В каждой из своих ролей он глубоко психологичен, умеет ярко, ненавязчиво, органично выразить внутреннюю противоречивость своих героев, их своеобразие. Своеобразный дар лицедея, особый, акашкинский, темперамент ярко проявили себя в созданных им острохарактерных персонажах в фарсовых и комедийных спектаклях. Каждая из ролей ему близка и дорога, как собственное детище. Поэтому он не сможет сказать, которая из ролей особенно любима. 

Главная тема творчества Виктора Ширманова – человек сильной воли, твёрдого характера, неукротимого темперамента. Для Виктора Николаевича не было неглавных ролей. В создание каждого сценического образа он вкладывал своё мастерство, душу и сердце. 

Открытость, прямолинейность, такт и деликатность Зинаиды Павловой – всё работает на роль, помогая сделать её рисунок полнокровным, незаштампованным, своим. Актриса всякий раз доводит облик героини до совершенства настолько точно, что в итоге создаётся впечатление, что она её жизнь не сыграла, а прожила сама. 

Каждый образ, созданный Зинаидой Кирилловой, - это отдельный театр, в котором есть свой зритель. Все они такие сложные, неординарные и к каждому у Кирилловой свой подход. Невольно убеждаешься, что суть характеров, особенностей своих героинь она и понимает и принимает, передавая своими сценическими средствами движения их души, их мыслей – проникновенно, убедительно, мастерски, с огоньком, свойственным актрисе. Они всё так же тонки и отточены до блеска, по-кирилловски, как и её собственный образ. 

Как преображается Любовь Денисова на сцене! Как легко перевоплощается, создавая образ любой из своих героинь! А их у неё множество. Как уютно и в то же время ответственно чувствуют себя рядом с ней партнёры по спектаклю! А за всей этой лёгкостью, правдоподобием, уверенностью скрыты её высокая требовательность к себе и трудный творческий повседневный поиск при умении всем сердцем прочувствовать, понять и принять иную судьбу, иной характер. 

Далеко не все герои Владимира Третьяка главные. Но как же они ярки, выразительны, колоритны и как значительны в изображении артиста! Он рисует эти образы так, словно говорит чётко, ясно, ярко: как нужны, как важны люди, которые кажутся незначительными, но в сложных ситуациях так вовремя и так бескорыстно умеют помочь тем, кто нуждается в этом.


               

80-е ГОДЫ



В восьмидесятые годы двадцатого столетия в театре появляются новые имена - Николай Большаков, Софья Вельмакина, Игорь Дьячков, Светлана Милашенко, Нина и Геннадий Арекаевы, Людмила Пузанкова, Лариса Роговых, Ирина Абросимова. 

У своих старших товарищей они учатся актерскому мастерству, общению со зрителем, любви к своей профессии и театру. 

Главный режиссер Виктор Федорович Королько активно включал молодых актеров в репертуар театра, стремился, чтобы его спектакли глубоко проникали в сердца людей глубиной постижения человеческих характеров, реальностью событий, стремлением понять морально-нравственные проблемы, волнующие общество. 

«Юстина» Хеллы Вуолийоки, «Ящерица» Александра Володина, «Волки и овцы» Александра Островского, «Сердце Луиджи» Ивана Буковчана, «Лес шуметь не перестал» Кузьмы Абрамова, «С любовью не шутят» Педро Кальдерона де ла Барка, «Сказание об Анне» Зота Тоболкина, «Счастье моё» Александра Червинского, «Вагончик» Нины Павловой, «Маленький спектакль на лоне природы» Степана Лобозёрова, «Рядовые» Алексея Дударева, «Флаг Адмирала» Александра Штейна, «Модели сезона» Генриха Рябкина, «Как важно быть серьёзным» Оскара Уальда, «Истина» Юлия Чепурина, «Спецрейс» Александра Терёшкина, «Колея» Владимира Арро, «Дон Жуан, или любовь к геометрии» Макса Фриша, «Британик» Жана Расина, «Женский стол в охотничьем зале» Виктора Мережко, «Ловушка» Робера Тома, «Старый дом» Алексея Казанцева, «Русские люди» Константина Симонова, «Отелло» Уильяма Шекспира, «Звезды на утреннем небе» Александра Галина – классика и современность причудливо переплелись в репертуаре русской драмы восьмидесятых годов.




90-е ГОДЫ



90-е годы – время прихода в театр Сергея Адушкина, Натальи Переплетчиковой, Ольги Вдовиной, Алексея Тимина, Оксаны Сизовой. 

«Продайте вашего мужа» Михаила Задорнова, «Гусар и КГБ» Владимира Константинова и Бориса Рацера, «Некто в котелке» Алана Милна, «Чайка» Антона Чехова, «Замок Броуди» Арчибальда Кронина, «Приют теней» Владимира Набокова, «Ваша сестра и пленница» Любовь Разумовской, «Веер леди Уиндермир» Оскара Уальда, «Касатка» Алексея Толстого, «Свободная пара» Дарио Фо, «Мы идём смотреть Чапаева» Олега Данилова, «Семейный портрет с посторонним» Степана Лобозёрова, «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта, «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира, «Эх, братец, Бальзаминов» Александра Островского – репертуар театра середины 90 – х годов. 

В 1997 году главным режиссером театра становится заслуженный деятель искусств РМ, лауреат Государственной премии РМ, Лауреат премии Главы РМ Андрей Ермолин. 

Поставлено множество спектаклей самых разных жанров и направлений – комедий, драм, трагедий. Валентин Катаев, Уильям Шекспир, Александр Островский, Александр Вампилов, Любовь Разумовская, Леонид Андреев, Михаил Булгаков, Жан-Батист Мольер, Алехандро Касонна, Николай Эрдман, Максим Горький - это далеко не полный перечень имен драматургов, чьи пьесы составляли и составляют репертуар театра. 

Театр стремится к тому, чтобы быть интересным всем зрителям, независимо от возраста и социального положения. И, надо признать, добивается своей цели.


ТЕАТР В 21 ВЕКЕ


В последние годы театр все громче заявляет о себе на российском и международном уровне. 

Международный фестиваль русских драматических театров в Йошкар-Оле, 

Международный театральный фестиваль на Волге в Тольятти, 

Региональный театральный фестиваль «Театральные встречи на Суре» и «Театральное Поволжье» город Пенза, 

Международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера» город Мытищи, 

Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского город Великий Новгород, 

Международный театральный фестиваль моноспекталей "Отражение" Литва, Вильнюс 

Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ» Республика Молдова, Кишинёв 

Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» Украина, город Херсон, 

Международный театральный фестиваль «Липецкие театральные встречи» город Липецк, 

Участие в этих фестивалях, стало для театра признанием его яркого индивидуального творческого лица. 

Уже восемь лет, начиная с 2006 года, в марте месяце, на сцене Государственного русского драматического театра Республики Мордовия, проходит Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» получивший широкий резонанс не только в театральных кругах Москвы и всей России, но и в странах дальнего и ближнего зарубежья. 

Республика Беларусь, 

Республика Южная Осетия, 

Республика Молдова, 

Кыргызская Республика, 

Таджикистан, 

Казахстан, 

Азербайджан, 

Узбекистан, 

Туркменистан, 

Грузия, 

Армения, 

Украина, 

Приднестровье, 

Эстония, 

Латвия, 

Израиль, 

Дания, 

Германия, 

Франция – вот далеко не вся география Международного фестиваля русских драматических театров «СООТЕЧЕСТВЕННИКИ». 

Неизменным председателем экспертной комиссии фестиваля является писатель, главный редактор журнала «Иные берега», шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10», кандидат филологических наук, заслуженный деятель искусств Республики Мордовия – Наталья Давидовна Старосельская. Известные театральные критики и театроведы – частые гости нашего фестиваля. Их оценка, творчества театра, весьма положительна. 

В труппе театра 27 артистов, из них 11 человек имеют звания народных и заслуженных артистов России и Мордовии. 

Директор ГРДТ – заслуженный работник культуры Республики Мордовия, лауреат Государственной премии Республики Мордовия Сергей Федорович Игонькин. 

Здание, где сегодня располагается Русская драма, построено в 1961 году.
С 2014 года по 2016 год Государственный русский драматический театр Республики Мордовия находился на реконструкции. Торжественное открытие состоялось 3 февраля 2017 года. После реконструкции в зале 391 место, из них 12 мест для маломобильных групп населения.

Сегодняшние творческие позиции театра определяются стремлением идти в ногу со временем. Театр находится в той поре творческой зрелости, когда может ставить перед собой самые сложные задачи и успешно решать их.
При подготовке  страницы были использованы материалы и статьи из книг: 
Б.Бассаргин, В.Пешонова «Очерки истории мордовского советского театра», «Это волшебное слово-театр» (составитель Ю.Ф.Юшкин), Н.Мирская «Мастера сцены Мордовии».